РУ БЕ EN

Профориентация

Профориентационная работа включает:

1.Диагностика, которая проходит в два этапа

- I.Анкетирование в детском доме. Изучение профессиональной направленности воспитанников детского дома, их интересов и склонностей, индивидуальных различий, наличия и обоснованности проф. планов проводится при помощи методик широко апробированных и достаточно информационных («страничка старшеклассника», «какой Я», «мой выбор» и т.д.).

- II.Проф. диагностика в Управлении по труду, занятости и социальной защите населения («Опросник профессиональных ценностей», «Определение профессионального типа»), консультация-беседа со специалистом центра.

2. Профессиональное просвещение.

-Воспитанники смотрят ряд видеофильмов по профориентационной тематике.

- В детский дом приглашаются специалисты разных профессий.

- Совместно с воспитателями подростки посещают предприятия, где для них организовывают встречи со специалистами.

3. Профессиональное консультирование.

- Консультация с медицинской службой (противопоказания).

- Круглый стол (сбор всех сведений, медицинских противопоказаний, учитывается желание самого воспитанника).

4. Профессиональное воспитание

- работает консультационный пункт «Выпускник» (согласно плану)

-разрабатывается план по профориентационной работе специалистов СППС детского дома.

  С учётом всех собранных сведений проводятся   профориентационные занятия (с учётом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников):

- тренинговые занятия «Я в мире профессий»,

- занятия «Уроки выбора профессий»,

- «Открытый мир профессий»,

занятия по программе «Уроки общения»

-курс лекций «Как помочь выпускнику выбрать профессию», «Перспективные профессии и ориентация воспитанников».

- Проф.игры: « Я и мир профессий», «Угадай профессию», «Путь к успеху»

 «Самая-самая», «Что зависит от меня», «Моя будущая профессия: смогу ли я».

 «День из жизни профессионала»

 «Остров»,  упражнение «За и против».

 «Калейдоскоп профессий», «Деловая игра», «Как стать профессионалом», развивающая игра «Буква и профессия», «Ловушки-капканчики»-предупреждение возможных трудностей на пути успешного выбора.

5. Социально - профессиональная адаптация.

- в апреле месяце проходит координационный Совет по профориентации с участием все специалистов детского дома и выпускников. На Совете выпускники окончательно определяются со специальностью (профессией) и подбирается соответствующее учебное заведение (для поступления воспитанников в выбранные учебные заведения СППС готовит необходимый пакет документов).

- дальнейшая профориентационная работа строится по направлению «Я – учащийся, Я - студент».

в июне месяце СППС детского дома совместно с выпускниками  подают документы в выбранные учебные заведения.

- в конце августа СППС детского дома сопровождает и контролирует заселение выпускников в общежития учебных заведений.

- С момента поступления начинается постинтернатное сопровождение (Положение о социальном патронате выпускников ГУО «Волковысский детский дом» в период их социально-профессионального становления).

 

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ «УПРАВЛЯЙ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ»

 

Цель занятия:

Обучение навыкам управления важнейшим ресурсом – временем.

 

Задачи:

  1. Создать условия для актуализации студентами своих жизненных целей.
  2. Помочь осознать, что время – это ресурс, которым можно управлять.
  3. Обучить некоторым методам составления планов и управления временем.
  4. Обучить методам борьбы с «поглотителями времени».

 

Ход тренинга:

 

1. «Зачем нам нужен учет времени?» (10 минут)

Участникам дается возможность порассуждать на тему «Зачем нам нужен учет времени». Им предлагается поразмышлять (на размышления дается 3 минуты) и ответить на вопросы:

  1. Зачем нужен учет времени?
  2. Планируете ли вы свои дела на каждый день, неделю? Помогает ли составление планов для улучшения эффективности?
  3. Что полезнее планы, сделанные в уме или планы, написанные на листе?

Далее участникам предлагается по очереди высказаться по этой
теме.

 

2. «Умеете ли вы управлять своим временем» (5 минут)

Участники заполняют тест «Умеете ли вы планировать свое время». В этом тесте допускаются 4 варианта ответов: «почти никогда» –  0 баллов, «никогда» –  1 балл, «часто» – 2 балла, «почти всегда» – 
3 балла

1. Перед началом работы я оставляю себе резерв времени, который использую для составления плана на день, для подготовки рабочего места и т. п.

2. Все, что можно переложить на других людей, я перекладываю.

3. Я фиксирую каждую задачу и каждую цель с указанием срока их решения.

4. Каждое домашнее задание я стараюсь выполнить с первого раза и сразу «набело».

5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядочивая их по приоритетам.

6. Планируя заняться учебой, я стараюсь исключить посторонние телефонные разговоры, избегаю незапланированных встреч.

7. Я хорошо знаю свои пики и спады работоспособности и планирую свой день, учитывая это.

8. При планировании своего дня, я оставляю резерв времени для непредвиденных ситуаций и для неожиданных встреч.

9. В первую очередь я решаю приоритетные задачи.

10. Если у меня есть неотложные дела, но кто-то пытается меня отвлечь, я умею сказать «Нет!»

 

Результаты тестирования

 

Просуммируйте все баллы.

 0–15 баллов. Вы не планируете свое время и плывете по течению. Хотя если вы составляете список приоритетных задач и придерживаетесь его, то некоторые цели вы можете достичь.

16–20 баллов. Вы пытаетесь овладеть своим временем, но вам очень мешает непоследовательность в ваших намерениях и действиях.

21–25 баллов. У вас хороший самоменеджмент.

26–30 баллов. Вы – настоящий хозяин своего времени и можете служить образцом для подражания!

 

3. «Мои жизненные цели» (20 минут)

На листе бумаги каждый участник пишет свои жизненные цели в схемы, рисунка. В начале упражнения тренер объясняет, что цели удобно разделить по сферам: «семья», «образование», «карьера», «отдых, спорт, хобби» и т. д. На выполнение этого задания дается 15 минут. Далее участники делятся по парам, и каждый участник обсуждает со своим партнером, какие цели он ставит перед собой, а партнер помогает ему скорректировать цель по критериям SMART.

 

  1.  «Поглотители времени» (10 минут)

Каждый участник высказывается на тему что мешает выполнить дело в срок, что отвлекает нас, из-за чего мы опаздываем.

Во время этого упражнения составляется список поглотителей времени.

  1.  «Коридор» (20 минут)

Из группы выбирается доброволец. Он озвучивает свою цель и говорит, что мешает ему достичь этой цели. Остальные участники выстраиваются в коридор. Каждому участнику дается роль определенного поглотителя времени. Задача добровольца пройти до конца живого коридора и «достичь цели», несмотря на отвлекающие факторы, а задача «поглотителей» – отвлечь внимание добровольца и не дать ему достичь своей цели. Отвлекать можно действиями, уговорами, аргументами
и т. д.

 

Обсуждение:

  1. Смог ли доброволец достичь цели?
  2. Что помогло добровольцу «достичь цели», какие аргументы, действия он предпринимал?
  3. Какой поглотитель оказался самым трудным? А с каким было справиться легче всего?
  4. Что чувствовал доброволец, когда его отвлекали?
  5. Был ли момент в упражнении, когда доброволец почти сдался?
  6. Легко ли было поглотителям отвлекать добровольца?

 

6. Упражнение «Поглотитель» (15 минут)

 Участники делятся на пары. Один из партнеров озвучивает свою цель и что ему мешает достичь ее. Другому партнеру необходимо выполнить роль поглотителя. Потом партнёры меняются ролями. Упражнение продолжается 10 минут (5 минут на одного партнера, 5 – на другого). Далее обсуждение:

  1. Какую цель вы хотели достичь?
  2. Что вам мешало?
  3. Вы справились со всеми поглотителями?
  4. Какой из поглотителей вызвал наибольшую трудность? А с каким было справиться легче всего?
  5. Какая роль была легче?

 

В заключение показывается короткая презентация «Способы управления временем» (где даются инструкции, как правильно планировать время, как бороться с поглотителями времени) и выдается памятка, где кратко описываются эти способы.

Интернет-ресурсы: