ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕТСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ воспитанников государственного учреждения образования «Волковысский детский дом»
1.Общие положения.
Настоящее Положение регламентирует деятельность детского самоуправления в ГУО «Волковысский детский дом» (далее – детский дом) и направлено на создание благоприятных условий социализации, развития у детей самостоятельности, организованности, формирование личной ответственности за порученное дело.
Детское объединение – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая участие воспитанников в совместном обсуждении проблем и принятии решений, организация работ по выполнению решений и оценки результатов работы.
Основная цель самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает педагогам сделать процесс воспитания в детском доме поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;
откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех воспитанников;
законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей воспитанников;
гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность воспитанников;
ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.
Совет воспитанников является высшим органом детского самоуправления.
Детское самоуправление составляют все воспитанники детского дома с 8 лет.
Данное Положение вступает в силу с момента рассмотрения и утверждения на заседании педагогического совета детского дома.
Изменения в Положение о детском самоуправлении могут вноситься на Совете воспитанников по мере необходимости по согласию большинства членов Совета воспитанников. Членство в Совет воспитанников определяется на общих собраниях в группах.
- Организация работы самоуправления.
Структура самоуправления двухуровневая.
Первый уровень |
Собрание группы. Актив группы. Рабочие органы самоуправления в групповых коллективах. |
Второй уровень |
Совет воспитанников (СВ). Каждый член СВ отвечает за работу одного из пяти отделов. |
Отдел «Учёба и просвещение» |
Отвечает за: - создание условий для учебной деятельности воспитанников; - сбор информации об учебном процессе; - проверку дневников, учебников, школьных принадлежностей; -подведение рейтинга по детскому дому. -поведение рейдов «Пропуски», «Дисциплина» |
Отдел «Досуг и спорт» |
Отвечает за подготовку и проведение: - вечеров отдыха, праздников; - игр, выставок, конкурсов; - театральных постановок; - помощь в поздравлении именинников - помощь в организации и проведении спортивных мероприятий, Дней здоровья, борьба с вредными привычками. |
Отдел «Полезные дела» |
Отвечает за: -гражданско-патриотическое воспитание; -организация благотворительных акций; -милосердие и благотворительность (оказание посильной помощи ветеранам, одиноким и пожилым людям, организация благотворительных концертов и акций); -организация экологических акций и трудовых дел; |
Отдел «Пресс-центр» |
Отвечает за: - формирование имиджа детского дома; - выпуск первой газеты; - написание статей о событиях в детском доме; - обмен информацией с другими организациями. |
Отдел «Труд и порядок» |
Отвечает за: - дежурство по детскому дому; - контроль соблюдения правил поведения в детском доме; - ознакомление воспитанников с правилами безопасного поведения; - осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка. уборку детских спален; - распределение воспитанников для дежурства по детскому дому; - помощь администрации в обеспечении порядка в детском доме; - проведение субботников; - оказание помощи младшим. |
- Содержание работы органовсамоуправления.
3.1.Основные функции СВ.:
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности;
определяет ответственного за работу отделов;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность воспитанников в коллективе;
координирует деятельность всех рабочих органов самоуправления воспитанников, оценивает результаты деятельности органов самоуправления в группах.
планирует и организует воспитательную работу;
организует самообслуживание воспитанников, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в детском доме;
устанавливает шефство старших воспитанников над малышами;
готовит и проводит собрания воспитанников;
организует выпуск первой газеты;
обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности воспитанников в соответствии со своими полномочиями;
организует соревнование между группами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги.
Заседания ДСД проходят не реже одного раза в месяц.
3.2.Основные функции общего собрания группы:
обсуждает все вопросы жизнедеятельности своей группы и принимает по ним соответствующие решения;
главное и основное в работе собраний группы – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности детского коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы актива, заслушивание отчётов о выполнении решений группы отдельными воспитанниками.
Собрания группы являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Для ведения собрания избирается председатель. Практикуются в коллективах групп не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Собрания группы проводятся еженедельно в пятницу.
3.3.Основные функции актива группы:
анализ;
контроль;
регулирование;
оценка и самооценка.
3.4.Основные функции рабочих органов самоуправления в групповых коллективах:
планируют и организуют деятельность воспитанников по конкретному направлению;
организуют и оценивают результаты соревнования воспитанников в общественно-полезной и досуговой деятельности.
- Управление работой органов самоуправления.
Чтобы самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять. Основные функции управления:
анализ,планирование,организация,контроль,регулирование,коррекция.
Анализ осуществляется на всех уровнях самоуправления. На первом уровне – в коллективах групп рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в группе, в детском доме).
Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.
Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, изучение документации и работ воспитанников.
Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих воспитанников, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям воспитанников.
5.Права и обязанности воспитанников в организации самоуправления.
Воспитанник имеет право:
избирать и быть избранным в органы самоуправления;
обсуждать любые вопросы общественной жизни детского дома, вносить предложения и коррективы в работу детского самоуправления;
открыто высказывать свое мнение и отстаивать его;
представлять по поручению интересы детского коллектива в вышестоящих органах;
выступать с критикой и самокритикой;
лично участвовать в заседаниях Совета детского объединения;
самостоятельно выбирать формы и виды деятельности при работе в Совете;
в случае необходимости обращаться за помощью к старшим товарищам;
участвовать в рассмотрении вопросов поощрения и наказания воспитанников детского дома;
обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы детского самоуправления;
Воспитанник обязан:
добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять решения и указания председателя детского объединения;
строго следовать нравственным принципам и выполнять правила, установленные объединением;
проявлять корректность и выдержку в обращении с товарищами, работниками детского дома;
показывать пример в труде и учебе;
бороться с ложью и зазнайством;
принимать активное участие в общественной жизни детского дома;
быть чутким и внимательным к окружающим;
закаливать себя физически, регулярно заниматься спортом;
бороться с вредными привычками;
- Срок действия положения.
Положение является бессрочным.
Мы в соцсетях: