Областной День охраны труда с единой повесткой «Транспортная дисциплина. Соблюдение правил дорожного движения как основа профилактики травматизма при эксплуатации транспортных средств»
13.03.2025Информация к областному Дню охраны труда с единой повесткой «Транспортная дисциплина. Соблюдение правил дорожного движения как основа профилактики травматизма при эксплуатации транспортных средств»
По итогам 2024 года в Гродненской области по сравнению с 2023 годом произошло снижение количества травмированных на производстве с 233 до 208, в том числе получивших тяжелые травмы с 74 до 71 и травмы, не относящиеся к тяжелым – со 146 до 119.
Вместе с тем, количество погибших на производстве увеличилось с 13 до 18. Недостаточность принимаемых мер со стороны нанимателя по контролю за соблюдением трудовой дисциплины всё ещё позволяет работникам при выполнении работ находиться в состоянии алкогольного опьянения, что приводит к несчастным случаям на производстве.
Так в 2024 году при нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения зарегистрировано 8 производственных несчастных случаев: 2 смертельных (ОАО «Щорсы» Новогрудского района и ЛРСХП «Можейково» Лидского района); 3 тяжелых (КСУП «Имени Суворова» Слонимского района и 2 – в КСУП «Экспериментальная база «Октябрь» Вороновского района); 3 не относящийся к числу тяжелых (СУП «АгроГроди» и КСУП «Пограничный» Ошмянского района, ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»). При этом в КСУП «Экспериментальная база «Октябрь» Вороновского района, оба тяжело травмированных находились в состоянии алкогольного опьянения при выполнении работ по договорам подряда в одном и том же структурном подразделении организации.
Справочно: В 2023 году зарегистрировано 3 несчастных случая на производстве с работниками в состоянии алкогольного опьянения, в том числе 1, приведший к тяжелой производственной травме ( СПК «Жуховичи» Кореличского района) и 2 несчастных случая, не относящихся к числу тяжелых (КСУП «Совбел 2016» и РУП «Островецкий совхоз «Подольский» Сморгонского района). Уже в 2025 году имеется вопиющий факт нарушения трудовой дисциплины, требований Директивы № 1 в части распития спиртных напитков и нахождения в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте: 3 января 2025 года около 11.00 в ходе доставки с места работы - молочно-товарной фермы к месту жительства в салоне служебного автомобиля обнаружен без признаков жизни 54-летний оператор машинного доения (женщина) КСУП «Дотишки» Вороновского района с содержанием алкоголя в крови 4,2 промилле.
Изучение результатов уже завершенных специальных расследований показало: исключительно вина работодателя имеется в 27 случаях или 12,9 процентов (в 2023 году – 31 или 13,3 процента); по обоюдной вине потерпевшего и работодателя произошло 14 случаев или 6,7 процента (16 или 6,9 процента); исключительно по вине потерпевшего произошло 74 случая или 35,6 процента (93 или 39,9 процента); при отсутствии вины работодателя и работающего 80 случаев или 38,5% процента (91 или 39,1 процентов).
Это свидетельствует, что одной из основных причин несчастных случаев на производстве продолжает оставаться нарушение самими потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, а наниматели и его должностные лица были недостаточно требовательны к поддержанию трудовой и исполнительской дисциплины на рабочих местах. По итогам 2024 года дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) является одним из основных видов происшествий, повлекших травмирование на производстве, располагается на 3 месте по количеству
травмированных и составляет 10,1% от общего количества травмированных. При этом количество смертельно травмированных работников в ДТП составляет одну треть или 33,3% от всех погибших на производстве в 2024 года.
Так, в 2024 году в результате ДТП пострадал 21 работник (в 2023 году - 29), в том числе 6 (2) были смертельно травмированы, 6 (13) получили тяжелые травмы и 9 (14) -травмы, не относящиеся к тяжелым.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в уже расследованных 3 случаях смертельного травмирования в результате ДТП вина самого потерпевшего: 2 апреля 2024 года около 4.30 в Ивацевичском районе Брестской области на 135 км автомобильной дороги М1/Е30, управляя автомобилем Фольксваген LT46, попал в ДТП и получил смертельные тяжелые травмы 29-летний водитель автомобиля, работавший у индивидуального предпринимателя Дятловского района, от которых в 7.45 скончался в реанимационном отделении УЗ «Ивацевичская ЦРБ». Причина – нарушение правил ПДД самим погибшим водителем;
21 августа 2024 года около 07.15 в Пружанском районе Брестской области при движении по второстепенной дороге на автомобиле Мерседес 411, рег.номер АЕ 03-99-4, 24-летний водитель автомобиля ОАО «Молочный Мир» г.Гродно не уступил дорогу автобусу МАЗ и в результате произошедшего ДТП погиб на месте происшествия. Предварительная причина - нарушение правил ПДД самим погибшим водителем;
25 октября 2024 года около 15.40 в ходе переезда из мастерских на картофелехранилище при движении по участку дороги произошло опрокидывание погрузчика в результате чего смертельно травмирован 45-летний водитель погрузчика ЛРСУП «Можейково» Лидского района. Причины – нарушение самим погибшим правил и требований по охране труда, а также допуск нанимателем работника к работе в состоянии алкогольного опьянения (содержание алкоголя в крови 1,19 промилле).
Еще по 3 случаям гибели в ДТП специальные расследования не завершены: 10 сентября 2024 года около 13.20, находясь в командировке, при движении на служебном грузовом автомобиле Skoda из г.Гродно в г.Минск попал в ДТП и погиб 44-летний управляющий - главный инженер ООО «БелБурСтрой» г.Гродно; 31 октября 2024 года около 16.00 на трассе Москва – Минск в Смоленской области Российской Федерации в результате ДТП погибли 2 работника ЧТУП «АвтоУдача» г.Гродно - 56-летний водитель автобуса и 55-летний бортпроводник.
Случаи тяжелого травмирования работников в результате ДТП: 5 февраля 2024 года около 15.55 при движении по автодороге общего пользования в аг.Гирки Вороновского района трактористмашинист Остапович Н.П. на тракторе МТЗ 3022, рег. номер СВ-4 2519, совершил наезд на легковой автомобиль Лада-Гранта, рег. номер 5367 НМ-4, в результате чего получили травмы 2 работника КСУП «Гирки» Вороновского района: тяжелую - 56-летний зоотехник-селекционер, управлявший автомобилем, и легкую – пассажир, 39-летний главный зоотехник;
4 апреля 2024 года около 15.45 управляя служебным автомобилем УАЗ 39099, рег. номер АА 0594-4, выехал на полосу встречного движения, совершил столкновение с двигающимся во встречном направлении автомобилем «Рено-Логан» и получил в результате ДТП тяжелые травмы 38-летний ведущий инженер по материальнотехническому снабжению филиала «Автобусный парк № 2 г.Лида» ОАО «Гроднооблавтотранс» Лидского района;
20 июня 2026 года около 02.00 при движении на автомобиле Volvo FH13 по маршруту Красносельский-Пинск-Волковыск уснул за рулем, попал в ДТП и получил тяжелые травмы 27-летний водитель автомобиля ЧТУП «НиС-Автотранс» Волковысского района;
4 июля 2024 года около 14.45 при движении по автодороге Баранович-Волковыск-Пограничный-Гродно на фургоне-рефрижераторе Volvo FH13 по маршруту Красносельский-Пинск-Волковыск попал в ДТП и получил тяжелые травмы 55-летний приемщик-сдатчик пищевой продукции ОАО «Волковысский мясокомбинат» Волковысского района;
7 июня 2024 года около 15.10 при движении по автодороге М6 Минск-Гродно попал в ДТП и получил тяжелые травмы 51-летний водитель ОАО «Василишки» Щучинского района;
7 сентября 2024 года около 16.40 на производственном отделении «Мильковщина» при выезде с поля попал в ДТП и получил тяжелую травму 32-летний агроном филиала «Скидельский» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Гродненского района;
4 октября 2024 года около 16.00 на строительном объекте «Капитальный ремонт здания гаража на 6 автомобилей Ивьевского района газоснабжения ПУ «Сморгоньгаз» в результате наезда автомобиля MAN L2000 АТ, двигавшегося задним ходом, получил тяжелую травму 47летний подсобный рабочий УЧПП «Маг» Свидинского В.Е. Сморгонского района;
30 октября 2024 года около 11.00 при движении на автомобиле Скания по автодороге «Денисово-Скрендевичи-Колки» в направлении д.Войкевичи Дятловского района для загрузки сахарной свеклой не справился с управлением, съехал в кювет, столкнулся с деревом и получил тяжелые травмы 33-летний водитель автомобиля, работающий у индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в течение 2024 года было зарегистрировано 2 случая нарушения требований безопасности при эксплуатации автомобилей, повлекших гибель работников. При этом в обоих случаях имеется вина погибших. Так, 25 июля 2024 года около 17.00 в Минской области на 18-19 км участка автомобильной дороги Р60 «Купа-Занарочь-Брусы» после разгрузки асфальто-бетонной смеси произошло прикосновение поднятого кузова автомобиля МАЗ 6516 к проводам линии электропередач, в результате чего при выходе из кабины получил смертельный удар электрическим током 56-летний водитель автомобиля филиала «Автомобильный парк № 13 г.Ошмяны» ОАО «Гроднооблавтотранс» Ошмянского района. 27 сентября 2024 года около 12.30 на молочно-товарной ферме «Загорье» ОАО «Щорсы» Новогрудского района в результате самопроизвольного движения автомобиля «МАЗ» задним ходом был обрушен фронтон здания коровника, обломками которого смертельно травмирован находившийся в кузове 52-летний рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений. При этом погибший работник находился в состоянии алкогольного опьянения (содержание алкоголя в крови 1,5 промилле).
В текущем году произошло 2 ДТП, в результате которых 4 работника получили тяжелые травмы: 20 января 2025 года около 13.30 на дороге общего пользования, проходящей через территорию земельного участка учебного заведения в результате наезда автомобиля такси, двигавшегося задним ходом, получила тяжелую травму 68-летний доцент УЗ «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы», который после окончания рабочего времени шел домой. 31 января 2025 года около 8.00 при движении на служебном транспорте УАЗ из г.Калинковичи к месту проведения лесосечных работ на автодороге между г.Калинковичи и д.Малые Автюки Гомельской области в результате лобового столкновения с легковым автомобилем Форд получили травмы 3 работника ГОЛХУ «Сморгонский опытный лесхоз», находящиеся в служебной командировке для разработки ветровально-буреломных лесосек.
Также зарегистрирован один случай нарушения эксплуатации транспортных средств, повлекших гибель работника: 26 февраля 2025 года около 8.30 на МТФ «Каменная Русота» в результате наезда двигавшегося вперед погрузчика «Амкодор» под управлением ветеринарного врача был смертельно травмирован 44-летний бригадир производственной бригады в животноводстве УОСХПК «Путришки» Гродненского района.
Все вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что трудовая, производственная и транспортная дисциплина, качество проведения проверок знаний и инструктажей по вопросам охраны труда работников, непосредственно связанных с эксплуатацией транспортных средств, находятся на неудовлетворительном уровне, а контроль за соблюдением ими требований законодательства об охране труда со стороны руководителей и должностных лиц формальный либо отсутствует.
Мы в соцсетях: